Красуйся, град Петров,
И стой неколебимо, как Россия!
Александр Сергеевич Пушкин
Сын академика орнаментальной скульптуры Павла Ивановича Брюлло. В 1809—1822 годах учился в Академии художеств
С 1822 по 1834 год как пенсионер ОПХ жил и работал в Италии, где написал картину «Последний день Помпеи» (1830—1833), удостоенную в Париже Гран-при. В этом произведении Брюллов соединил драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур.
В 1843—1847 годах принимал участие в живописных работах для Казанского и Исаакиевского соборов в Санкт-Петербурге. В связи с болезнью в 1849 году уехал на остров Мадейра.
Творчество Брюллова стало вершиной позднего русского романтизма, когда чувство гармонической цельности и красоты мира сменилось ощущением трагизма и конфликтности жизни, интересом к сильным страстям, необычайным темам и ситуациям. На первый план вновь выдвигается историческая картина, но теперь её главная тема — не борьба героев, как в классицизме, а судьбы огромных человеческих масс.
Творчество Брюллова не было новостью — оно вполне укладывается в академическую систему. В портретах Брюллова есть некоторая импульсивность и неуловимое движение, они приятны и не темны по колориту. Меланхолия, пронизывающая его поздние портреты, сближает Брюллова с романтиками.
Отношение к наследию художника в культурной среде неоднозначно. Многие восхищались творчеством мастера, в то время как Иван Сергеевич Тургенев порицал в творчестве Брюллова декоративность и отвлеченный романтизм. По его определению, Брюллов писал «трескучие картины с эффектами, но без поэзии и без содержания…»
Брюллов оказал огромное влияние на русских художников, среди которых у него было множество последователей и подражателей. На памятнике скульптора Михаила Осиповича Микешина «Тысячелетие России», поставленном в Новгороде в 1862 году, Брюллов изображён среди 16 фигур писателей и художников Русского государства с древнейших времён до середины XIX века.