Красуйся, град Петров,
И стой неколебимо, как Россия!
Александр Сергеевич Пушкин
К началу XX века архитекторами был накоплен большой опыт сооружения зданий новейших типов - вокзалов, банков, выставочных сооружений, освоены новые материалы и конструкции. Архитекторы желали преодолеть господствовавшую в конце XIX эклектику, создать нечто более цельное, чем эклектика, совершенно новый архитектурный стиль и поэтому искали новые формы выражения, так появился модерн, или "новый стиль".
Модерн в архитектуре представляет собой художественный прием, ориентированный на копирование природных форм и использование новых конструкционных материалов: железобетона, стекла, металла.
Орнамент стал почерком зодчих. Порой орнамент с растительными мотивами и стилизованными изображениями животных покрывал весь фасад здания, перетекал в интерьер, превращался в узоры на витражах и стенах.Становление нового стиля проходило под сильным влиянием австрийского, немецкого и скандинавского романтизма.
Эпоха модерна была очень короткой - всего пятнадцать-двадцать лет, но он столь ярко блеснул в Петербурге, что время его господства называют веком. Дань этому стилю отдали многие архитекторы, работавшие в то время в нашем городе, среди них Павел Юльевич Сюзор, Леонтий Николаевич Бенуа, Фёдор Иванович Лидваль , Александр Иванович фон Гоген. Давид Иванович Гримм - один из создателей «русского стиля». В этом стиле они строили почти все виды сооружений - культовые, промышленные, жилые. Но ярче всего принципы и идеи модерна проявились в строительстве жилых домов, особняков, дач.
Модерн так и не смог решить проблему сочетания рационалистической тенденции и декоративной. Возможно поэтому вновь возник интерес к строгому классицизму. Возникло новое архитектурное направление - неоклассицизм.