Бартоломео Карло Растрелли
Пётр Великий... -
один есть целая всемирная история
Александр Сергеевич Пушкин
Бартоломео Карло
Растрелли
(1675-1744)
итальянский скульптор,
литейщик из металла
родился во Флоренции
похоронен
в Санкт-Петербурге
на Сампсониевском кладбище.
В марте 1716 года сорокалетний Растрелли вместе с сыном прибыл в Петербург, чтобы работать в "службе царского величества во всех художествах и ремеслах, которые он сам умеет". По договору он ехал за границу на три года, но остался в России навсегда, и стал первым из великих скульпторов России. Растрелли участвовал в планировке Васильевского острова и в строительстве дворца в Стрельне, преподавал в рисовальном отделении Академии паук. Но вскоре французский архитектор Ж.-Б. Леблон, оттеснил Растрелли как архитектора, и разносторонне одаренный итальянец показал себя в основном как изумительный скульптор-портретист.
Многократно обращался Растрелли к образу Петра I. Еще в 1719 году он снял с царя маску (хранится в ГЭ). После смерти Петра I по заказу Екатерины I Растрелли выполнил "восковую персону" (ГЭ) - раскрашенную фигуру в натуральную величину, облаченную в одежды Петра. Подлинной удачей Растрелли были правдивые и живые бюсты Петра I . Все портретные бюсты Растрелли - скорее монументальные, а не станковые произведения, так как в них переданы не только индивидуальные черты отдельных лиц, но содержание и характер целой эпохи.
Много лет работал Растрелли над конным монументом Петра. Это - первый конный памятник в русском искусстве, хотя установлен он позже знаменитого "Медного всадника" в 1800 году перед Михайловским замком.
Растрелли работал и как мастер декоративной скульптуры в Стрельне, Летнем саду и особенно в Петергофе. Он участвовал в работе над проектом Триумфального столпа, который по мысли Петра в подражание римской колонне Траяна должен был увековечить военные подвиги русской армии. Однако Tриумфальный столп так и не поставили ни при Петре I, ни при его преемниках. Tолькo в 1938 году модель столпа реконструировали, и теперь она находится в Эрмитаже.
Согласно договору, Растрелли должен был обучать одаренных людей "художествам и ремёслам". Известно, что у скульптора было много учеников и некоторые из них стали его помощниками.