Красуйся, град Петров,
И стой неколебимо, как Россия!
Александр Сергеевич Пушкин
Классическиц стиль господствовал в архитектуре Санкт-Петерьбурга почти 100 лет и постепенно превратился в набор архитектурных штампов. К 1830-м годам стилевое однообразие сменилось свободныи обращением архитекторов к разным силям прошлого.
Это новое направление стали называть эклектикой, что с греческого можно перевести как "Я выбираю". Архитекторы стали выбирать из всех художественных средств, накопленных за сотни и даже тысячи лет, те, которые они считали подходящими для каждого конкретного проекта. Для дворцов и особняков выбирались элементы ренессанса и барокко, для православных храмов - элементы древнерусского зодчества, для католических и протестантских церквей - элементы готики. Но это определяло только внешнюю сторону архитектурного творчества. Внедрялись новые материалы, появились новые виды построек: вокзалы и банки, крупные промышленные предприятия. Изменилось отношение и к доходным домам - доминирующиму виду городской застройки - комфорту и удобству которых архитекторы стали уделять больше внимания.
Теоретики архитектуры стали считать, что требования к сооружению должны удовлетворять двум параметрам: оно должно быть полезным и красивым. Лозунгом архитектуры должно быть "преобразование полезного в изящное".
Среди архитекторов стиля эклектики, творивших в Санке-Петербурге, Константин Андреевич Тон, Александр Павлович Брюллов, Андрей Иванович Штакеншнейдер, Николай Леонтьевич Бенуа, Карл Карлович Рахау, Виктор Александрович Шрётер, Альфред Александрович Парланд и многие другие.