Пётр Карлович Клодт
Пётр Великий... -
один есть целая всемирная история
Александр Сергеевич Пушкин
Пётр Карлович Клодт
( Peter Clodt von Jurgensburg)
(1805 - 1867)
русский скульптор,
похоронен в Санкт-Петербурге
на
Смоленском
лютеранском кладбище.
В 1936 году
захоронение перенесено в Некрополь мастеров искусств
на Тихвинском кладбище
Александро-Невской лавры.
Пётр родился в Санкт-Петербурге в баронской семье Клодт фон Юргенсбург, но детство и юность его прошли в Омске. Мальчик имел склонность к резьбе, лепке и рисованию, больше всего ему нравилось изображать лошадей, он видел в них особое очарование.
С 17-и лет он в Петербурге. В 1830 году становится вольнослушателем Академии художеств. Во время учёбы Пётр жил и работал в одном из грязных подвалов, куда заводил лошадей и рисовал их. Люди недоумевали: «Как барон может жить в таком убожестве?». Но одарённость и упорство принесли плоды: с начала 1830-х годов большим успехом стали пользоваться его статуэтки, изображающие лошадей.
В 1833 году Клодт вместе с опытными скульпторами Степаном Степановичем Пименовым и Василием Ивановичем Демут-Малиновским выполнил большой правительственный заказ на скульптурное оформление Нарвских ворот. На аттике арки была установлена несущая колесницу богини славы шестёрка коней, выполненная из кованой меди по модели Клодта. Кони в исполнении Клодта стремительно несутся вперёд и даже встают на дыбы, и вся скульптурная композиция производит впечатление стремительного движения. Известна легенда о том, что Николай I сказал: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».
В это же время скульптор получил другой заказ на сульптурные группы. К 1838 году первая группа была реализована в натуральном размере и готова к переводу в бронзу, но скоропостижно скончался руководитель Литейного двора Императорской академии художеств Василий Петрович Екимов, без которого отливка скульптур была невозможна, вследствие чего скульптор принял решение самостоятельно руководить выполнением литейных работ.
К ноябрю 1841 года скульптор успел изготовить в бронзе две композиции. Их установили на правом берегу реки Фонтанки на на боковых пьедесталах отреставрированного Аничкова моста, на пьедесталах левого берега были установлены гипсовые раскрашенные копии. Повторные отливки отправились в Берлин и Неаполь. Только в 1850 году Клодту удалось полностью завершить всю композицию, заменив на мосту гипсовые копии. Скульптор потратил на эту работу почти 20 лет своей жизни. Она стала одной из самых значимых и известных работ скульптора.