Красуйся, град Петров,
И стой неколебимо, как Россия!
Александр Сергеевич Пушкин
Незадолго до Отечественной войны 1812 года жилые дома по Невскому проспекту приобрёл Главный штаб русской армии. В 1819 году Карлу Ивановичу Росси поручают перестроить и объединить дома Главного штаба и дома, выходящие на Мойку. В результате возникло грандиозное здание, без которого теперь невозможно представить Санкт-Петербург. Оно состоит из двух корпусов, соединённых величественной триумфальной аркой. Протяжённость фасадов составляет 580 метров. В правом от арки корпусе размещался Главный штаб и другие военные учреждения, в левом – два министерства: иностранных дел и финансов.
Триумфальная арка Главного штаба создавалась как памятник героическому прошлому русской армии, памятник победе в Отечественной войне 1812 года и как объект, завершающий ансамбль зданий напротив Зимнего дворца. Сама арка состоит из трёх связанных между собой арок, декорированных барельефами. Эти арки обрамляют вход на площадь со стороны Невского проспекта (этот участок до перекрёстка с Морской улицей в старину назывался Луговой, или же Малой Миллионной улицей). Высота арки 28 метров.
С максимальной выразительностью Арка предстаёт при взгляде на неё с площади. На вершине строения, на высоте 36 метров, видная издалека, парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Их с трудом сдерживают двое воинов в античных доспехах и вооружённых копьями. В повозке стоит крылатая богини Победы (Ника), в левой руке богини штандарт, увенчанный двуглавым орлом. В правой — лавровый венок. Эта скульптурная композиция раскрывает сущность памятника, символа воинской славы. Мотив славы русским войскам продолжен во всех элементах арки: орнаменты на стенах арки сложены из воинских трофеев и венков, воинские трофеи сложены при входе в арку с Дворцовой. Победителей в войне 1812 года приветствуют фигуры богинь славы, стремительно летящих на ядрах и протягивающие им лавровые венки и пальмовые ветви. Завершая композицию, на площади, на уровне второго яруса окон Главного штаба, застыли в приветствии фигуры часовых в античных доспехах, протягивая лавровые венки в сторону входящих на площадь.
Над декором Арки работали скульпторы Степан Степанович Пименов и Василий Иванович Демут-Малиновский.