Красуйся, град Петров,
И стой неколебимо, как Россия!
Александр Сергеевич Пушкин
Здание — классический пример северного модерна — отличается асимметричным планом и композицией разновысоких объёмов. Свободная ритмика разных по размерам окон отвечает расположению помещений. В отделке архитектор использовал контрастное сочетание отделочных материалов: красного и серого гранита, облицовочного кирпича и майоликовой плитки, декоративного металла.
Главный фасад особняка обращен на Кронверкский проспект, однако здание не имело входа с улицы. Необходимо было пройти через ворота в небольшой дворик, а затем по парадной лестнице подняться в холл, связанный с помещениями особняка. В нижнем этаже находились служебные помещения, в первом — залы и гостиные для приемов, вечеров и балов, во втором — спальня, детские, ванная, гардеробная и прочие жилые помещения. Внутреннее пространство первого этажа организовано в виде анфилады с остеклённым зимним садом.
Во время Февральской революции Кшесинская вместе с сыном в спешке покинула свой особняк и летом выехала из Петрограда в Кисловодск, где её ждал будущий муж — великий князь Андрей Владимирович, а в феврале 1920 года эмигрировала во Францию.
Опустевшее здание было самовольно занято солдатами мастерских запасного автобронедивизиона. По договорённости с ними Петербургский комитет РСДРП(б), его военная организация, а затем и ЦК РСДРП(б), экспедиция газеты «Правда», редакция газеты «Солдатская правда» перебрались в особняк. С 3 апреля 1917 по 4 июля 1917 здесь работал и произносил речи с балкона особняка Владимир Ильич Ленин. Так дом превратился, как писали петроградские газеты, в «главный штаб ленинцев».
В 1938—1956 годах в особняке рпзмещался Музей Сергея Михайловича Кирова. С 1957 по 1991 год — Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции. После 1991 года в здании располагается Музей политической истории России.