> Архитектура   > Церкви Санкт-Петербурга   > Армянская церковь Святой Екатерины

Армянская церковь святой Екатерины

Красуйся, град Петров,
И стой неколебимо, как Россия!
Александр Сергеевич Пушкин


Первые армяне появились в Санкт-Петербурге почти сразу после основания города. В соответствии с манифестом, изданным в июле 1763 года, о свободном отправлении церковных обрядов всеми народами, поселившимися в России, в столице были отведены места под строение иноверческих церквей и причастных к ним зданий.

Здание армянской церкви было построено архитектором Юрием Матвеевичем Фельтеном в глубине участка, в створе домов № 40 и 42, фасады которых вытянуты по линии Невского проспекта . Из-за этого и главный фасад церкви неизбежно должен был быть ориентирован на Невский, а главный вход в храм — находиться не с западной, как принято, а с южной стороны, при этом единственная апсида церкви ориентирована на восток. В 1780 году армянским архиепископом в присутствии князя Григория Александровича Потемкина-Таврического было совершено освящение храма во имя великомученицы Екатерины, небесной покровительницы императрицы. Церковь стала центром армянской культуры в Петербурге: при ней была открыта типография и национальная школа, действующая и по сей день.

      В основу архитектурного решения фасада зодчий положил те же принципы, которыми он руководствовался и создавая чуть ранее лютеранскую кирху Святой Екатерины

Кирха Святой Екатерины
архитектор Юрий Матвеевич Фельтен (1730-1801),
строительство в 1768—1771 годы,
адрес: Большой проспект Васильевского острова, дом 1а
на Васильевском острове, но при этом заметно усилил его декоративное оформление: портик

Портик - выступающая часть здания, крытая галерея, образованная колоннадой или аркадой, имеющей собственное перекрытие

Портик церкви святой Екатерины
получил более сильный вынос и дополнительные боковые стенки. Для того чтобы придать большее разнообразие поверхности стены, используются прямоугольные и арочные в первом ярусе и небольшие круглые окошки — во втором. В колоннах портика и сдвоенных пилястрах, закрепляющих углы фасада, Фельтен использовал ионические капители, а на стенах между оконными проёмами первого и второго яруса разместил барельефы, воспроизводящие типичный барочный мотив — головки путти в облаках. Над входной дверью в храм путти (ангелочки) водружают крест. Поле фронтона (тимпан ) заполняет композиция: «Католикос Григор Просветитель свершает крещение царя Трдата III».
      В интерьере

Интерьер Армянской церкви
храма главный элемент декора — 20 парных колонн композитного ордера, размещённых по углам подкупольного квадрата и в преддверии алтарной апсиды. Колонны облицованы жёлтым искусственным мрамором, с белыми капителями, и установлены фоне беломраморных стен. Над колоннами — не прерываясь, по всему периметру помещения — тянется декоративный карниз с дентикулами.

| История  |   |  Архитектура  |   |  Культура  |   |  Интересные ссылки  |
Сайт "Мой Санкт-Петербург" основан в 2022-2024 годах. © Плагиат не преследуется!
Материалы о Санкт-Петербурге собрал и оформил Акимцев Владислав Васильевич