Первые армяне появились в Санкт-Петербурге почти сразу после основания города. В соответствии с манифестом, изданным
в июле 1763 года, о свободном отправлении церковных обрядов всеми народами,
поселившимися в России, в столице были отведены места под строение иноверческих церквей и причастных к ним зданий.
Здание армянской церкви было построено архитектором
Юрием Матвеевичем Фельтеном в глубине участка, в створе
домов № 40 и 42, фасады которых
вытянуты по линии Невского проспекта . Из-за этого и главный фасад церкви неизбежно должен был быть ориентирован
на Невский, а главный вход в храм — находиться не с западной, как принято, а с южной стороны, при этом единственная
апсида церкви ориентирована на восток.
В 1780 году армянским архиепископом в присутствии князя
Григория Александровича Потемкина-Таврического было
совершено освящение храма во имя
великомученицы Екатерины, небесной покровительницы императрицы.
Церковь стала центром армянской культуры в Петербурге: при ней была открыта типография и национальная школа, действующая и
по сей день.
      В основу архитектурного решения
фасада зодчий положил те же принципы, которыми он руководствовался и создавая чуть ранее
лютеранскую
кирху Святой Екатерины
Кирха Святой Екатерины
архитектор Юрий Матвеевич Фельтен (1730-1801),
строительство в 1768—1771 годы,
адрес: Большой проспект Васильевского острова, дом 1а
на
Васильевском острове, но при этом заметно усилил
его декоративное оформление:
портик
Портик - выступающая часть здания, крытая галерея, образованная колоннадой или аркадой,
имеющей собственное перекрытие
Портик церкви святой Екатерины
получил более сильный вынос и дополнительные боковые стенки. Для того чтобы придать
большее разнообразие поверхности стены, используются прямоугольные и арочные в первом ярусе и небольшие
круглые окошки — во втором. В
колоннах портика и сдвоенных
пилястрах, закрепляющих углы фасада, Фельтен
использовал ионические
капители,
а на стенах между оконными проёмами первого и второго яруса разместил барельефы, воспроизводящие типичный барочный мотив —
головки
путти в облаках. Над входной дверью в храм путти (ангелочки)
водружают крест.
Поле фронтона (тимпан ) заполняет
композиция: «Католикос Григор Просветитель свершает крещение царя
Трдата III».
      В
интерьере
Интерьер Армянской церкви
храма главный элемент декора —
20 парных колонн композитного ордера, размещённых по углам подкупольного квадрата и в
преддверии алтарной
апсиды. Колонны облицованы жёлтым искусственным мрамором, с белыми капителями, и установлены
фоне беломраморных стен. Над колоннами — не прерываясь, по всему периметру помещения — тянется декоративный
карниз с
дентикулами.