Пётр Великий... -
один есть целая всемирная история
Александр Сергеевич Пушкин
Храм строился по воле сына Александра II императора Александра Третьего. Был объявлен конкурс на лучший проект храма, единственное условие, которое поставил император, храм должен быть выполнен в стиле московского культового зодчества XV-XVI веков. Победителями конкурса стали архитектор Альфред Александрович Парланд и архимадрит Игнатий. Храм воскресения Христова одна из лучших их совместных работ.
Строился храм 24 года, в основание его положили гравированную доску с надписью, свидетельствовавшей об авторстве архимандрита Игнатия; освящён храм был в 1907 году, через 10 лет после смерти отца Игнатия. В этом храме не венчали и не отпевали. Храм сам ничего не зарабатывал, содержался полностью за счёт казны. Здесь ежедневно совершалась лития и в памятные дни продолжительные панихиды .
В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое. В западной части собора находится колокольня с золотой главкой. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Высота колокольни - 63 метра. Расположена колокольня на месте, где был смертельно ранен император.
В послереволюционное время храм был овощехранилищем, в годы войны здесь был морг, затем склад театральных декораций Малого оперного театра. Несколько раз храм готовили к уничтожению, как не представляющий художественной ценности. Но шли годы менялись взаимоотношения государства и церкви, и в 1970 году было решено храм реставрировать, одели в строительные леса. Реставрировали храм 27 лет.
В сентябре 1997 года храм был открыт, как музей мозаичного искусства потому, что основное художественное достоинство храма как раз составляет его мозаичное убранство - около 7 (семи!) тысяч квадратных метров мозаики. Какие только методы и приёмы здесь не использованы для убранства фасада. Это и мозаика, и фигурные наличники окон в виде кокошников, и майолика, и терракота. На колокольне цветные квадраты – это гербы городов и губерний России, выполненные в технике русской мозаики. На сегодняшний день храм по-прежнему является музеем и одновременно храмом действующим: два-три раза в неделю ранним утром здесь совершается божественная литургия.