Красуйся, град Петров,
И стой неколебимо, как Россия!
Александр Сергеевич Пушкин
Открытый в ноябре 1850 года мост через Неву был назван Благовещенским по находившемуся на её левом берегу Благовещенскому собору. После кончины императора Николая Павловича в 1855 году мост стал называться Николаевским. В 1918 году мост был переименован в мост Лейтенанта Шмидта, в память о Петре Петровиче Шмидте. В 2007 году мосту было возвращено название Благовещенский.
До строительства постоянного моста на Неве с 1727 года существовал наплавной Исаакиевский мост.
Для строительства постоянного моста в государственные учреждения поступило свыше 60 проектов и предложений, среди которых был и проект Ивана Петровича Кулибина. Он предложил ещё в 1776 году построить деревянный, арочный однопролётный мост длиной в 140 саженей.
Император Николай Павлович одобрил вариант, по которому часть Крюкова канала от Невы до пересечения с Адмиралтейским каналом была заключена в трубу, Адмиралтейский канал также был заключён в трубу (а потом и засыпан) на участке от Сенатской площади до Крюкова канала, а на его месте разбит Конногвардейский бульвар. На пересечении бульвара с существовавшей улицей (ныне улица Труда) образовалась Благовещенская площадь.
Выполнение проекта и строительство моста было поручено инженер-майору Станиславу Валериановичу Кербедзу. Мост был заложен 1 января 1843 года. На момент открытия Благовещенский мост являлся самым длинным чугунным мостом в мире, 298 метров.
Автором рисунка перил моста считается архитектор Александр Павлович Брюллов. В композицию перил он внёс аллегории морской стихии.
      В В 1854 году архитектором Андреем Ивановичем Штакеншнейдером была установлена часовняПосле появления крупнотоннажных судов, возникла необходимость в реконструкции Николаевского моста. Первая реконструкция была проведена в 1936-1938 годах, общая длина моста стала 331 м.
В 2005-2007 годах была проведена вторая масштабная реконструкция моста.