Красуйся, град Петров,
И стой неколебимо, как Россия!
Александр Сергеевич Пушкин
Архитектор
Чарльз Камерон ,
Начало строительства 1782 год,
освящён в 1788 году,
С основанием в январе 1779 года уездного города София императрица Екатерина II предполагала построить храм-памятник в честь русских побед в русско-турецких войнах. 30 июля 1782 года в софийской деревянной церкви в присутствии императорской фамилии была отслужена литургия по случаю закладки Софийского собора. Проектными и строительными работами руководил шотландский архитектор Чарльз Камерон при участии Ивана Егоровича Старова. По замыслу храм должен был напоминать Софийский собор в Константинополе. Но экономические трудности не позволили воплотить его.
В 1817 году «состоящий в городе Софии собор» был передан расквартированному поблизости лейб-Гусарскому полку.
Изначально колокола размещались в одном из малых барабанов собора. В 1903—1904 годах рядом с собором по проекту архитектора Леонтия Николаевича Бенуа была возведена соборная колокольня, построенная на средства шефа Гусарского полка императора Николая II.
В 1933 году вышло постановление о закрытии собора. Здание собора было передано воинской части, использовавшей его в качестве склада. Территория площади была превращена в учебный полигон. После Великой Отечественной войны в здании снова размещался склад, в котором разводился открытый огонь с целью утилизации отходов производства.
В марте 1988 года храм был передан церкви. Восстановление собора было начато с его колокольни, которую отреставрировали к апрелю 1991 года.
Софийский собор — одно из первых сооружений в стиле русского классицизма в Санкт-Петербурге и его пригородах. Основной объем здания увенчан пятью главами на невысоких цилиндрических барабанах. Фасады украшены четырёхколонными портиками дорического ордера. Плоскости стен собора обработаны неглубокими нишами с полуциркульными завершениями, прорезанными высокими прямоугольными оконами.
Внутреннее пространство храма разделено четырьмя пилонами с восемью колоннами из полированного гранита с позолоченными ионическими капителями. Некоторые колонны сохраняют повреждения, полученные в результате пожаров, которые случались в период закрытия храма. Убранство отличается простотой. Изображений первых иконостасов не сохранилось.