Пётр Великий... -
один есть целая всемирная история
Александр Сергеевич Пушкин
В 1766 года русский посланник в Париже заключил контракт с французским скульптором Этьеном Фальконе, рекомендованным Екатерине II её корреспондентом философом-просветителем Дени Дидро.
      Приехав в том же году в Санкт-Петербург, Фальконе уже в 1768—1770 годах изготовил модель конной статуи Петра. Голову статуи лепила его ученица Мари Анн Колло. Змею по замыслу Фальконе вылепилОгромный камень для пьедестала памятника "Гром-камень" был найден в окрестностях деревни Конная Лахта. Транспортировка камня по воде осуществлялась на специально построенном судне, и он прибыл в Петербург на Сенатскую площадь в конце сентября 1770 года.
Работы по обтёске пьедестала проводились во время движения камня, до тех пор, пока Екатерина II не запретила его дальнейшую обработку, пожелав, чтобы камень прибыл в Петербург в своём «диком» виде. Окончательный вид камень приобрёл уже на Сенатской площади.
Первая отливка скульптуры состоялась летом 1775 года. По легенде, во время работы лопнула труба, по которой заливалась бронза, и удалось спасти только нижнюю часть памятника. В 1777 году были выполнены верхние части скульптуры, не получившиеся при первой отливке.
В 1778 году Фальконе был вынужден покинуть Россию. Памятник завершил Юрий Фельтен. Фальконе так и не увидел открытия своего творения, но на одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года»
Своим названием «Медный всадник» обязан одноимённому произведению Александра Сергеевича Пушкина.
Какая дума на челе!                         И где опустишь ты копыта?
      Какая сила в нем сокрыта!              О мощный властелин судьбы!
      А в сем коне какой огонь!                Не так ли ты над самой бездной
      Куда ты скачешь, гордый конь,        На высоте, уздой железной
                                 
                                Россию поднял на дыбы.