Красуйся, град Петров,
И стой неколебимо, как Россия!
Александр Сергеевич Пушкин
Проект ворот, представленный Адамом Адамовичем Менеласом, был утверждён в декабре 1826 года самим императором Николаем I, которому и принадлежала идея создания сооружения.
Ворота служат пропилеями при въезде в город со стороны Санкт-Петербурга. Они состоят из двух башен, наподобие египетских пилонов, соединённых звеньями ограды. Внутреннее пространство пилонов разделено перекрытиями на три этажа. Помещения освещаются небольшими окнами, равными по высоте одному ряду барельефов. В верхней части находятся карнизы из чугуна, украшенные изображениями солнечных дисков, жуков-скарабеев и змеиных голов.
С внешней стороны стены пилонов ворот облицованы чугунными плитами, на которых находятся рельефные изображения 30 различных сцен из египетской мифологии. Рельефы, украшающие пилоны ворот, созданы Василием Ивановичем Демут-Малиновским. На фронтальных плоскостях пилонов расположены парные фигуры бога Осириса, в образе человека в немесе и короне из листьев папируса, на боковых плоскостях — парные изображения богини Маат с распростёртыми крыльями. На верхнем ярусе изображена богиня Исида, держащая на руках сына Гора. Ниже, на ярусах представлены ритуал посвящения в фараоны, сцены из египетской жизни и подношений богам. Каждый сюжет повторяется на пилонах четыре раза.
С западной и восточной сторон ворот к стенам примыкают чугунные гермы, отлитые по модели Демут-Малиновского. Гермы, установленные внутри ворот, служат опорами для решётки из прутьев в виде стеблей лотоса, завершающихся цветами. Особое значение имеют двери, декорированные барельефами со сценами символики пребывания в загробном мире.
Башни являлись сторожевыми помещениями — кордегардиями (караулками) и завершены плоской кровлей. На крышу выходит печная труба от внутреннего отопления. Кордегардии сложены из кирпича, в каждую башню было уложено до 65 тысяч штук кирпича. Дорога из Петербурга в Царское Село проходила между башнями ворот. В ходе боевых действий во время Великой Отечественной войны ворота получили значительные повреждения. В 1980-е годы была осуществлена их реставрация, Тогда же проезжую часть перенесли на территорию вокруг ворот.