Пётр Великий... -
один есть целая всемирная история
Александр Сергеевич Пушкин
В 1761 года Савве Чевакинскому было поручено проектирование нового здания. Императрица Екатерина II не утвердила проект Чевакинского, но именно ему принадлежит идея переноса церкви дальше от реки.
В начале 1768 года началась заготовка мрамора и дикого камня на строение Исаакиевской церкви в Сердобольском и Рускеальском погостах Кексгольмского уезда. Там построили и шлифовальные мельницы. Торжественная закладка здания собора состоялась 8 августа 1768 года.
Новый проект собора был разработан Антонио Ринальди. Здание имело пять сложных по рисунку куполов и высокую стройную колокольню. Но Ринальди довёл здание лишь до карниза, после смерти Екатерины II строительство прекратилось.
Вступивший на престол Павел I поручил архитектору Винченцо Бренне срочно завершить работу. Архитектор из-за отсутствия средств, был вынужден исказить проект Ринальди. Он уменьшил размеры верхней части здания и главного купола, отказался от возведения четырёх малых куполов и снизил высоту колокольни на один ярус. Мрамор для облицовки верхней части собора был передан на строительство резиденции Павла I — Михайловского замка. Собор получился с искаженными пропорциями, приземистым, со странным сочетанием роскошного мраморного основания и кирпичных стен.
Это сооружение вызывало насмешки и горькую иронию современников. К примеру, некий флотский офицер Акимов написал эпиграмму, при попытке прикрепить листок с эпиграммой к фасаду собора Акимов был арестован. Ему отрезали язык и сослали в Сибирь.
Петербуржцы пересказывали в различных вариантах ту опасную эпиграмму:
Позднее, при императоре Александре I, когда стали разбирать
кирпичную кладку для строительства
четвёртого варианта собора,
в народе ходила ещё одна эпиграмма:
"Сей храм трёх царствований изображение:
Гранит, кирпич и разрушение".