Красуйся, град Петров,
И стой неколебимо, как Россия!
Александр Сергеевич Пушкин
Дворец был построен по личному указанию Петра I. Царь лично выбрал местоположение нового дворца, а также определил его планировку и давал указания относительно отдельных элементов оформления, то есть дворец строился в соответствии с представлениями царя о максимально удобном жилище для просвещённого человека его времени. С этой позиции архитектуру и убранство Монплезира можно рассматривать как образец архитектуры и декоративно-прикладного искусства начала XVIII века. К строительству дворца приложили свои "руку" Андреас Шлютер , Иоганн Фридрих Браунштейн, Жан-Батист Леблон, Николо Микетти.
В Монплезире представлена собранная самим Петром I коллекция картин европейских художников, коллекция китайского фарфора, голландского фаянса, русского стекла и коллекция кухонной утвари первой четверти XVIII века. В оформлении использованы голландские изразцы, лаковые панно (выполненные по китайскому образцу), ткани, резной дуб, паркеты, мрамор. Орнаментально-скульптурное оформление считается шедевром декоративной лепки XVIII века. Живописные работы выполнены французским художником Филиппом Пильманом. Также здесь хранятся некоторые личные вещи Петра I и полученные императором дипломатические подарки.
С Монплезиром связаны многие значимые события и личности русской истории. Пётр I постоянно посещал Монплезир, здесь же проводились съезды двора, парадные приёмы, встречи императора с иностранными послами. Последний раз Пётр I был здесь в октябре 1724 года. В 1725 году императрица Екатерина I устраивала в Монплезире торжественный приём для первых членов Академии Наук. Дворец активно использовался вплоть до времён Екатерины II, которая неоднократно устраивала в Парадном зале ужины для узкого круга приближённых.